Православный обряд погребения
Закон смерти непреложен. Приходит смерть, и душа человека разлучается с его телом. Понять и уразуметь до конца явление смерти невозможно. Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души, и тела в утробе матери, так равно таинственно бывает и их разъединение.
Погребение человека во все времена сопровождалось приличествующими сему событию обрядами. Посредством погребальных обрядов живые надеялись облегчить умершему переход в иной мир и сделать его пребывание там по возможности счастливым. Естественно, что эти обряды отражали те представления о загробной жизни, какие имели совершавшие их люди.
Ту же цель преследует и обряд погребения Православной Церкви. В краткой статье нет возможности достаточно полно раскрыть все подробности и глубокий смысл составляющих его богослужебных действий и молитвословий. Мы рассмотрим лишь общие правила погребения православного христианина, а также обратим внимание на обычаи, ничего общего с христианским представлением о загробном мире не имеющими, но, к сожалению, часто встречающимися в повседневности.
Православные христиане издревле оказывают особое внимание останкам усопших братии по вере, ибо тело человека — это освященный благодатью Таинств храм, живущего в нем духа (1 Кор. 6, 19). После кончины тело усопшего омывают чистой водой, облекают в чистые одежды и полагают во гроб. И гроб, и сами останки предварительно кропят святой водой. Усопшего покрывают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Бумажный венчик символизирует тот неувядающий венец славы (1 Пет. 5, 4), который Господь обещал любящим Его и исполняющим Его заповеди. В руки усопшему кладут небольшую икону или крест.
Обычай полагать в гроб с умершим платки, очки и прочие предметы, которыми он пользовался при жизни, является языческим суеверием и никакой пользы его душе не приносит.
До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтирь и совершать панихиды. Псалтирь может читать любой христианин, обладающий к тому необходимыми навыками. Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение.
Отпевание должно совершаться в храме, куда для этого и приносят гроб с телом почившего христианина. Так называемое «заочное отпевание» разрешается лишь как исключение (отсутствие в окружающей местности храма, невозможность найти останки умершего и тому подобное). В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешить перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви: в храме, или хотя бы пригласить священника для отпевания на дом.
Часто спрашивают: могут ли нести гроб усопшего его ближайшие родственники? Да, могут. Более того, в некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом вы разить свою любовь к умершим родителям, последний раз послу жить им.
Совершенно неуместна при христианском погребении и музыка. В православном храме за богослужением музыка не употребляется, не нужна она и при погребении, которое представляет собой богослужебный обряд. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!» — этими словами ангельского славословия сопровождается погребальное шествие. Оно как бы вводит душу усопшего в рай.
Если храм, в котором совершалось отпевание, находится при кладбище, то проститься с почившим уместно именно в храме. За тем гроб закрывают крышкой, и погребальная процессия движется к месту захоронения. Впереди несут крест, который затем будет установлен на могиле, за крестом следует священник с кадилом, да лее несут гроб, за гробом — родные и близкие усопшего. У могилы священник совершает литию, и под звуки церковных песнопений тело предается земле. Первым со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней» — бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме.
Бросать в могилу металлические деньги не следует — это обычай языческий. Можно оставить с усопшим и икону, хотя в некоторых местах икону эту принято забирать и приносить в храм, где она находится в течение сорока дней по кончине.
После погребения обычно бывает поминальная трапеза. Она начинается с молитвы об упокоении души усопшего, молитвой и заканчивается. В постные дни стол должен быть постный. Водка и другие алкогольные напитки исключаются полностью. Смысл слова «помянуть» — вспомнить добродетели, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. У нас, к сожалению, устроители «поминок» стараются удивить всех обилием закуски и питья, тогда как для души усопшего гораздо полезнее обилие молитв о нем.
Важно помнить - надо стараться не только «правильно» похоронить, но и правильно подготовить человека к смерти, сделать так, чтобы кончина его была христианской, чтобы предстал он пред Господом с очи щенной от греховной грязи душой. Церковь молится о «в вере и покаянии скончавшихся», а значит самое важное, чтобы перед кончиной человек покаялся в совершенных им в течение жизни грехах и причастился Святых Христовых Тайн. Только в этом случае православный обряд погребения будет иметь полный смысл.
Следует знать, что умышленные самоубийцы лишаются христианского погребения. Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно. Церковь признает столь же тяжким грехом, как и убийство. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Поэтому по церковным канонам сознательный и вольный самоубийца лишается церковного погребения и церковного поминовения.
Если самоубийство совершено в припадке безумия, то отпевание такого человека совершается обычным порядком.
Само собой разумеется, что не отпевают в Церкви людей некрещеных. Но молиться о них можно — в простоте сердца, вручая посмертную участь скончавшихся вне познания Бога истинного бес предельному милосердию Божию, и просить Господа, чтобы Он, од ному Ему известными судьбами, явил и им Свое милосердие и, насколько угодно Ему будет, даровал бы им ослабу и успокоение.
[3]
Преданием усопшего земле не заканчивается забота Церкви о нем. Церковь продолжает возносить молитвы об упокоении его души. В Православной Церкви этот обычай так же древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших. В постановлениях Апостольских находятся как молитвы за усопших, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой по кончине. Отцы и учители Церкви, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление, что оно соблюдается во всей Церкви и что Божественная литургия за умерших, или принесение о спасении их бескровной жертвы, есть самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией.